21.02.24

Как оформить постоянную прописку?

Б В
Автор, журналист

Содержание

Постоянная прописка, или регистрация по месту жительства – это официальное подтверждение места пребывания гражданина в Российской Федерации. Она необходима для реализации избирательных, социальных и других прав, а также для учета населения.

оформление прописки в квартире

Что такое постоянная прописка?

Постоянная регистрация по месту жительства – это адрес, по которому гражданин РФ проживает постоянно или преимущественно. Такой адрес указывается в паспорте в виде специального штампа.

Штамп содержит:

  • наименование региона, города, района, где производится регистрация;
  • адрес конкретного дома с указанием улицы, номера дома и квартиры;
  • дату регистрации.

Обычно постоянную регистрацию оформляют там, где человек имеет собственное жилье, полученное, например, по наследству, купленное или построенное.

Однако прописка возможна и в квартире, которую снимают по договору найма, если есть письменное согласие собственника. Регистрацию также можно оформить у родственников или друзей, но опять же с их разрешения.

Срок действия постоянной прописки не ограничен, она сохраняется до тех пор, пока человек не подаст заявление о снятии с регистрационного учета в связи с переездом на новое место жительства.

Таким образом, постоянная прописка – это юридическое подтверждение адреса, по которому гражданин проживает неограниченный период времени на законных основаниях.

Зачем нужна постоянная регистрация в квартире?

Постоянная регистрация по месту жительства необходима для реализации прав и обязанностей гражданина РФ. Рассмотрим основные причины, по которым стоит оформить прописку.

Социальные выплаты и льготы

Многие регионы России устанавливают дополнительные местные льготы для постоянно проживающих там граждан. Например, в Москве пожилые пенсионеры смогут получать ежемесячную денежную выплату в размере разницы между назначенной им пенсией и величиной прожиточного минимума пенсионера в Москве.

Или в Крыму малоимущим семьям с детьми положено пособие в размере прожиточного минимума. При обращении за такими выплатами обязательно нужно подтвердить статус постоянно проживающего соответствующего региона.

Приоритет при поступлении ребенка в садик и школу

Зачисление детей в дошкольные и школьные учреждения производится по территориальному принципу в первую очередь для проживающих поблизости. Поэтому наличие регистрации по месту жительства позволит вашему ребенку попасть в нужный сад или школу.

Возможность проголосовать на выборах

Граждане автоматически включаются в списки избирателей на участке по месту своей регистрации. Это очень удобно, поскольку не нужно подавать никаких дополнительных заявлений, чтобы реализовать свое избирательное право.

Оформление пенсии в районах Крайнего Севера

В России установлен более ранний пенсионный возраст для жителей северных территорий и местностей, приравненных к ним. Но чтобы получить пенсию на 5 лет раньше, нужно подтвердить стаж работы в особых климатических условиях, а также постоянное проживание там в течение 15-20 лет.

Получение кредита в банке

Банки более лояльно относятся к заемщикам, имеющим постоянную регистрацию. Ведь в случае невозврата долга таких людей легче разыскать. Поэтому вероятность одобрения ипотеки или потребкредита выше у прописанных граждан.

Как видите, наличие регистрации по месту жительства важно для реализации многих прав и возможностей.

Постоянная регистрация: риски для собственника

постоянная регистрация в квартире

Разрешая посторонним людям оформить постоянную регистрацию в своем жилье, собственник берет на себя определенные риски:

  1. Невозможность выселения без решения суда. Если вы зарегистрировали в квартире посторонних людей, выписать их оттуда в дальнейшем будет непросто. Сделать это можно будет лишь в судебном порядке, доказав отсутствие у них законных оснований для проживания.
  2. Риск появления нежелательных жильцов. Граждане, имеющие регистрацию в вашем жилье, вправе самостоятельно зарегистрировать своих несовершеннолетних детей и супруга. 
  3. Проблемы при продаже квартиры. Покупатели недвижимости очень настороженно относятся к объектам, где зарегистрировано много людей. Ведь есть риск столкнуться с мошенничеством или приобрести квартиру вместе с нежелательными жильцами.

Таким образом, прежде чем позволять кому-то оформить постоянную регистрацию, стоит тщательно все обдумать и возможно отказаться от этой затеи.

Нюансы регистрации в разных типах жилья

Процедура оформления постоянной прописки имеет свою специфику в зависимости от вида собственности на жилое помещение.

Регистрация в приватизированной квартире

Если квартира находится в частной собственности, полученная, например, в порядке приватизации, регистрация будет осуществляться по стандартной схеме.

Зарегистрированный гражданин имеет право пожизненно проживать в такой квартире. При этом он не может ею распоряжаться без согласия собственника: продавать, дарить, обменивать.

Регистрация в муниципальной квартире

Если квартира находится в собственности муниципалитета и предоставлена по договору социального найма, ситуация иная.

Гражданин, постоянно зарегистрированный в муниципальной квартире, со временем может получить право приватизации такой квартиры, то есть стать собственником. Поэтому стоит заранее решить вопрос с нежелательными жильцами, пока не стало поздно.

Регистрация в общежитии

В общежитиях обычно регистрируются студенты и другие лица на время их пребывания там. То есть оформляют временную, а не постоянную прописку, действующую строго ограниченный срок (как правило, на время учебы).

Если же в комнате общежития кто-то все-таки получил постоянную регистрацию, процедура аналогична той, что описана для муниципального жилья.

Регистрация в частном доме

Оформление постоянной прописки в частном, индивидуальном доме ничем принципиально не отличается от стандартной процедуры в многоквартирном жилом доме.

Однако здесь может дополнительно понадобиться предоставить документ, который подтвердит пригодность дома для постоянного проживания, то есть его соответствие санитарным и техническим нормам. Это нужно для противодействия злоупотреблениям с регистрацией.

Таким образом, особенности оформления постоянной прописки во многом зависят от правового статуса занимаемого помещения.

Документы для оформления постоянной прописки

Стандартный пакет документов для получения регистрации по месту жительства включает:

  1. Паспорт гражданина РФ. Необходимо предоставить оригинал действующего российского паспорта, куда и будет проставлен штамп о регистрации. Важно, чтобы в паспорте отсутствовали незаверенные исправления.
  2. Заявление о регистрации по форме №8. Бланк заявления можно получить непосредственно в отделении УФМС или МФЦ, а также распечатать с портала Госуслуг. В заявлении указываются паспортные данные, адрес, куда осуществляется регистрация, цель и основание. Документ заверяется личной подписью.
  3. Выписка из ЕГРН. Это документ, подтверждающий право собственности, социального найма либо иное право пользования конкретным жилым помещением, гдегражданин регистрируется. Выписку из ЕГРН можно заказать онлайн на сайте Росреестра или портале Госуслуг всего за несколько минут. Документ приходит в личный кабинет в виде электронного файла, его и нужно распечатать. С 1 марта 2023 года в выписках фамилии собственников скрыты.
  4. Согласие собственника жилья. Если человек регистрируется не в своей квартире, а, например, у родственников или друзей, необходимо письменное согласие собственника на регистрацию. Это может быть простая расписка или нотариально заверенное разрешение.
  5. СНИЛС. Полис обязательного медицинского страхования с номером СНИЛС желательно также предоставить вместе с пакетом документов на регистрацию. Хотя это не обязательный документ, его наличие ускорит процесс.

Как прописаться в квартире?

прописка в квартире

Чтобы получить регистрацию по месту жительства, можно воспользоваться несколькими вариантами. Рассмотрим подробно каждый из них.

Через Госуслуги

Это самый быстрый способ оформить прописку, не выходя из дома. Алгоритм такой:

  1. Заходите на портал Госуслуг, регистрируетесь и авторизуетесь. Если у вас уже есть учетная запись, просто вводите логин и пароль.
  2. В строке поиска вводите «регистрация по месту жительства». Вам будет предложено несколько вариантов услуг. Выбирайте нужный регион и нажмите «Получить услугу».
  3. Заполняйте электронную анкету, указывая всю необходимую информацию: ФИО, данные паспорта, новый адрес регистрации, основание для проживания там и прочее.
  4. После отправки заявления остается дождаться приглашения на личный прием в отделение УФМС. Обычно это происходит в течение 1-5 дней.
  5. В назначенный срок являетесь в миграционную службу с оригиналами всех документов. После их проверки вам поставят отметку о регистрации в паспорте.

Через МФЦ

Алгоритм получения прописки через МФЦ следующий:

  1. Собираете полный пакет документов, описанный выше.
  2. Определяетесь с удобным для вас офисом МФЦ, выбираете время на сайте записи либо приходите без записи.
  3. При личном визите в центр «Мои документы» обращаетесь к дежурному администратору, который направит вас к соответствующему специалисту.
  4. Специалист проверит документы, а в случае их соответствия примет заявление на регистрацию. Взамен вам выдадут расписку с перечнем принятых документов.
  5. Далее МФЦ самостоятельно передаст документы в органы миграционного учета, а после проставления прописки вернет вам паспорт. Узнать о готовности можно по телефону центра либо лично.

Через управляющую компанию

Некоторые управляющие компании и ТСЖ имеют полномочия по регистрационному учету. Это значит, что прописку можно будет оформить не выходя из своего дома.

Процедура такая же, как и в МФЦ:

  1. Собираете полный пакет документов.
  2. Обращаетесь к специалисту своей УК или ТСЖ по вопросам регистрации.
  3. Сотрудник проверит документы, примет заявление, а затем передаст бумаги в миграционную службу.
  4. В назначенный день приходите за готовыми документами.

Как прописать ребенка в квартире?

Регистрация ребенка до получения им паспорта (то есть до 14 лет) имеет свои особенности:

  1. Заявление подает один из родителей (мать или отец). Для прописки к отцу требуется нотариально заверенное согласие матери.
  2. Ребенок регистрируется там же, где зарегистрированы его законные представители. Например, если родители снимают квартиру, то и прописку оформить можно будет только по их адресу.
  3. Вместо штампа в паспорте ребенку выдают отдельное свидетельство о регистрации по месту жительства.
  4. В пакете документов для прописки ребенка дополнительно нужно приложить его свидетельство о рождении.

Обычно регистрацию детей до 14 лет оформляют вместе с родителями «оптом». Это упрощает процедуру.

Главное, что ребенка нельзя зарегистрировать по другому адресу отдельно от матери или отца без уважительных причин.

Можно ли жить без места постоянной регистрации?

Человек обязан зарегистрироваться по месту жительства в течение 90 дней после переезда. Иначе ему грозит административный штраф:

  • для граждан – от 2000 до 3000 рублей;
  • для должностных лиц – от 3000 до 5000 рублей.

То есть официально проживать без регистрации в России нельзя. Исключением является краткосрочное пребывание гражданина по месту временного фактического нахождения: в командировке, туристической поездке, на лечении или отдыхе и т.п. Но это ограничено 90 днями.

К тому же отсутствие постоянной или временной регистрации создает массу неудобств: например, нельзя будет оформить соцвыплаты, получить налоговые вычеты, взять кредит.

Поэтому всем гражданам РФ рекомендуется соблюдать закон и регистрироваться по фактическому месту пребывания.

Где невозможно прописаться?

В России действует реестр домов, непригодных для постоянного проживания. Это в основном аварийное и ветхое жилье, подлежащее расселению и сносу.

Встать на регистрационный учет по таким адресам нельзя. Местные власти обязаны утвердить постановление о признании дома аварийным и непригодным для проживания. После внесения его в реестр прописывать там людей запрещено.

Как правило, под запрет попадают ветхие дома первых массовых серий, построенные 50-60 лет назад. Однако решение о непригодности может коснуться и относительно новых домов, пострадавших от стихийных бедствий или техногенных аварий.

Таким образом, узнать, можно ли получить регистрацию в конкретном здании, следует с помощью проверки его адреса в специальном реестре аварийного жилья. Как правило, такие перечни публикуются в открытом доступе на сайтах местных администраций.

На этом подробное руководство по оформлению постоянной прописки можно считать исчерпывающим. Желаем вам успешно получить регистрацию по новому месту жительства!

предыдущая статья

Как оформить временную регистрацию?

следующая статья

Что такое единый жилищный документ и зачем он нужен?

Бесплатная консультация эксперта

Покупка, продажа, обмен, ипотека сопровождение, мат. капитал

Получить

Часто задаваемые вопросы

Какие документы на регистрацию надо взять собственнику?

Прописать родственника или друга в квартире может только собственник этой недвижимости. Для этого ему нужно взять свои документы: российский паспорт, выписку из ЕГРН (предварительно ее нужно получить в Росреестре), СНИЛС. По приходу в МВД нужно будет еще подписать согласие. Чтобы собственнику самому прописаться в квартире, ему нужно взять тебе же самые документы и просто записаться на прием в МВД.

Для чего нужна регистрация по месту жительства для граждан РФ?

Постоянная регистрация в квартире наделяет жильцов некоторым преимуществом. Например, социальные выплаты и льготы, также возможность устроить ребенка в детский сад или школу по месту жительства, то есть недалеко от дома, возможность проголосовать на выборах, а также увеличение шансов получить выгодный кредит.

Где регистрируют по месту жительства?

Чтобы получить регистрацию по месту жительства, нужно, во-первых, договориться об этом с собственником квартиры. Затем, уже с ним и необходимыми документами обратиться в МФЦ, МВД, в управляющую компанию либо онлайн через портал Госуслуги.

Сколько делается постоянная регистрация?

Как только собственник жилья и будущий зарегистрированный гражданин подадут необходимые документы, начинается процесс регистрации. Он осуществляется не больше шести календарных дней. Если обращение было через очное посещение ведомства, то по готовности документов вам позвонят, а если через портал Госуслуг, то можно отследить готовность на сервисе.

Можно ли жить человеку без прописки?

Регистрация по месту жительства необходима на законодательном уровне. Как только гражданин меняет место жительства, он обязан получить регистрацию в течение 90 дней после переезда, иначе ему грозит административный штраф. 

Самое читаемое

Из всех кредитных программ банков ипотека — самая сложная в части оформления. Рассматривая заявление на ипотеку, банки вынуждены оценивать не только финансовое положение заемщика или созаемщиков, но и недвижимость — предмет займа. Поэтому список документов здесь отличается от того, который требуется при открытии потребительского кредита.
Покупка вторички в ипотеку актуальна для многих: некоторые отдают предпочтение уже сданным новостройкам или домам, проверенным временем. Банки одобряют ипотечные кредиты на недвижимость на вторичном рынке, но при определенных условиях и требованиях к жилью.
Покупка вторичной квартиры – дело серьезное. Важно правильно подобрать вариант и не ошибиться в продавце. Иначе можно потерять деньги и даже саму квартиру.
М О
Журналист