Содержание статьи
- Кадастровый паспорт: определение
- Какие сведения содержатся в кадастровом паспорте?
- Где можно было получить кадастровый паспорт?
- Как оформлять кадастровый паспорт?
- Кадастровый паспорт на новостройку
- Каким документом заменили кадастровый паспорт?
- Использование кадастровых паспортов, полученных до 2017 года
Недвижимое имущество имеет свое так называемое удостоверение по аналогии с паспортом человека – это кадастровый паспорт. Без него нельзя совершить никакие сделки, поэтому кадастровый паспорт на квартиру или землю – обязательный документ.
Разбираемся, как получить кадастровый паспорт, как выглядит кадастровый номер на квартиру и что изменилось, когда отменили кадастровые паспорта на недвижимость.
Кадастровый паспорт: определение
Кадастровый паспорт – это документ, который содержит всю информацию об объекте недвижимости на основании данных из государственного кадастра недвижимости и является правоустанавливающим.
По закону без этой выписки нельзя совершать сделки с объектом, поэтому кадастровый паспорт на объект недвижимости есть у квартир, домов, участков и нежилых объектов (гаражей, коммерческих помещений).
Кадастровый паспорт дома необходим для того, чтобы оформить дарственную на квартиру, договор купли-продажи, дарения или совершить иные действия, связанные с переоформлением объекта на другого человека. Кроме того, без этого документа будет сложно что-либо доказать в суде, поскольку суд просто откажется разбираться в любой ситуации, связанной с недвижимостью.
Многих интересует, как выглядит кадастровый паспорт на дом. Этот документ представляет собой скрепленные два листа формата А4.
На первом располагается информация об объекте в виде списка, второй посвящен графическим данным.
Чем отличается кадастровый паспорт от технического паспорта? В техническом паспорте нет кадастровых данных по объекту, т.е. он нужен только для технического учета жилищного фонда и выдается только на объекты капитального строительства.
Какие сведения содержатся в кадастровом паспорте?
Кадастровый паспорт на дом содержит все данные об объекте:
- кадастровый номер и стоимость;
- точный и полный адрес, год постройки;
- площадь объекта;
- тип и назначение постройки/земли;
- этажность;
- наличие пристроек;
- технические данные (материал постройки, план инженерных коммуникаций);
- план расположения здания на местности, а также графический план объекта с указанием разметки несущих конструкций, окон, дверей, помещений и площади каждого из них.
Кадастровый паспорт на землю содержит подробное описание границ участка, поэтому используется для межевания и в судебных разбирательствах с соседями, например, если есть споры касаемо границ дачных участков.
Где можно было получить кадастровый паспорт?
Получить кадастровый паспорт на квартиру или иной объект недвижимости до 2017 года можно было в Кадастровой палате Росреестра или МФЦ.
Собственнику необходимо было обратиться в выбранное учреждение, заявить о своем желании заказать кадастровый паспорт на квартиру, оплатить госпошлину, предоставить установленный пакет документов и дождаться оповещения о готовности выписки.
Как оформлять кадастровый паспорт?
Необходимость в оформлении кадастрового паспорта возникает, когда объект нужно поставить на кадастровый учет. Например, если на земельном участке был построен дом, если были проведены инженерные сети или в квартире была сделана перепланировка.
Кадастровый паспорт выдается на основании технического паспорта, который подготавливает кадастровый инженер. Специалиста можно вызвать, обратившись в БТИ, после чего согласовать дату и время, встретить инженера дома или на участке и провести фиксацию необходимых изменений.
Когда технический паспорт будет готов, владельцу недвижимости нужно забрать его, приготовить свой паспорт и правоустанавливающий документ на объект, заплатить госпошлину и обратиться в МФЦ с заявлением на оформление кадастрового паспорта. Также можно подать заявление через портал «Госуслуги».
Кадастровый паспорт не нужно обновлять, это бессрочный документ, но при внесении каких-либо изменений в объект недвижимости, потребуется пройти процедуру заново и получить новый кадастровый паспорт.
Кадастровый паспорт на новостройку
Порядок действий при оформлении документа следующий:
- получить ДДУ и передаточный акт у застройщика;
- зарегистрировать право собственности в Росреестре;
- попросить у застройщика поэтажную экспликацию и технический план новостройки;
- пригласить кадастрового инженера в БТИ, оплатить стоимость услуги и забрать техпаспорт;
- взять выписку из ЕГРН, техпаспорт и свой паспорт и подать заявление на изготовление кадастрового паспорта в МФЦ.
В некоторых случаях застройщики берут на себя обязанность по изготовлению кадастровых паспортов за отдельную плату. Это намного проще и быстрее, чем заниматься процессом самостоятельно.
Каким документом заменили кадастровый паспорт?
До 2017 года существовали две отдельные организации – ЕГРП и ГКН. После того, как они объединились, кадастровый паспорт стал частью самого полного документа об объекте недвижимости – выписки из ЕГРН.
Кадастровый паспорт и выписка из ЕГРН – не одно и то же. Выписка содержит гораздо больше информации об объекте. В расширенной форме выписки есть данные о переходе права собственности, обо всех арестах, залогах и ограничениях, поэтому кадастровый паспорт – лишь малая часть нового документа.
Выписка из ЕГРН является обязательной при оформлении договора купли-продажи, долевого участия, дарения или вступлении в наследство. Особенно важно получить расширенную выписку покупателям квартир на вторичном рынке, ведь именно этот документ гарантирует юридическую чистоту сделки и минимизирует риски наткнуться на продавца-мошенника.
Также выписка из ЕГРН требуется, если необходимо подтвердить право на льготы, получить имущественный вычет при приобретении недвижимости, получить ипотеку, провести межевание участка и в других вопросах, связанных с объектом.
Удобство выписки не только в полноте информации, но и в том, что не нужно идти в БТИ и заказывать кадастровый паспорт: документ из ЕГРН можно получить онлайн.
Организация, где получить кадастровый паспорт на квартиру (выписку из ЕГРН) можно при личном визите, – Росреестр. Альтернатива – МФЦ.
Какие сведения содержатся в выписке из ЕГРН?
В ЕГРН содержится вся информация об объектах недвижимости. Она может поступать туда с задержкой до 30 дней, но всегда актуально и быстро обновляется, как только доходит до организации.
Существует несколько видов выписок из ЕГРН – в каждой ситуации может быть актуальна любая из них. Например, есть короткая выписка, в которой содержится основная информация об объекте недвижимости, есть выписка с данными о переходах права собственности (по закону с 1 марта 2023 года – без указания ФИО собственника), есть расширенная версия, которая позволяет узнать об объекте практически все.
Вот лишь часть сведений, которые можно получить благодаря выписке из ЕГРН:
- адрес и площадь объекта;
- кадастровый номер и стоимость;
- этажность, год постройки, материал стен;
- наличие обременений и ограничений (арест, залог, ограничения на регистрационные действия);
- назначение помещения (участка).
Использование кадастровых паспортов, полученных до 2017 года
После вступления в силу закона ФЗ № 218 о госрегистрации и кадастровом учете, кадастровый паспорт участка, квартиры, кадастровый паспорт на гараж и прочие жилые и нежилые объекты не имеют актуальности.
В любой инстанции, которая занимается вопросами недвижимости, а также в суде, банке при выдаче ипотеки и в нотариальной конторе сотрудник потребует выписку из ЕГРН. Этот документ заменил кадастровый паспорт на земельный участок, квартиру, дом и прочую недвижимость.
Если вы задались вопросом, где заказать кадастровый паспорт на квартиру, стоит помнить, что теперь выдачей документов занимается Росреестр, а необходимый документ называется выписка из ЕГРН.