Содержание статьи
Многие из архитектурных стилей, возникших в СССР, совсем не похожи друг на друга. У одних на первый план выходит строгость и функциональность, у других – эстетика, у третьих – пафос. В статье расскажем об истории советской архитектуры, ключевых стилях советского периода и их особенностях.
Авангард
Такой стиль советских зданий появился в первой половине XX века. Его зарождение было обусловлено стремлением людей к чему-то новому, в том числе и в архитектуре. Так, при проектировании новых зданий было решено отказаться от традиций, которые давно изжили себя. Появились новые формы, пространственные решения, материалы. Однако на пути реализации новаторских проектов стали появляться препятствия, ведь прогрессивные задумки архитекторов заметно опережали технические возможности, доступные в советское, послереволюционное время. Не хватало материалов, денег и просто квалифицированных рабочих, способных реализовать задуманное. Однако, несмотря на все сложности, стиль все же зародился и стал активно воплощаться в архитектуре того времени.
Ярким примером авангарда можно назвать Шаболовскую телевизионную башню, высота которой составила 160 метров. Конструкция получилась легкой, но в то же время прочной. В стиле авангарда были выполнены и другие столичные здания. Например, клуб имени Ивана Русакова, имеющий необычную форму. Часть внутренних помещений здания была вынесена наружу, что было новшеством для архитектуры того времени. Особенностью клуба стало и то, что внутри помещения располагались двигающиеся перегородки, меняя местоположение которых, можно было трансформировать пространство изнутри. Одно большое помещение с легкостью разделялось на несколько маленьких и наоборот.
Дом-мастерская Константина Мельникова – здание, которое также стало воплощением авангарда. Однако некоторые архитекторы больше склоняются к мнению, что строение нельзя отнести к какому-либо определенному стилю, как и в целом все творчество Константина Степановича. Архитектор отличался смелостью и оригинальностью в своих архитектурных решениях и не любил какие-либо ограничения и рамки. Площадкой для экспериментов стал даже его собственный дом, который он спроектировал в форме двух цилиндров с шестиугольными окнами.
Своей необычностью отличались и другие советские здания, которые принято относить к авангарду. В их числе – клуб обувной фабрики «Буревестник» (г. Москва), Московский планетарий с его железобетонным куполом, клуб профсоюза коммунальников имени Сергея Зуева и другие проекты.
Конструктивизм
Особая геометрия, функциональность и лаконичность форм – три кита конструктивизма в архитектуре. Этот стиль стал главенствующим в период 20-30 годов прошлого века. Его новаторские идеи в тот временной период (в начале формирования СССР) пришлись как нельзя кстати. Строилось новое государство, а вместе с ним и новая архитектура.
Перед архитекторами были поставлены две главные задачи. Первая – создать что-то новое, не похожее на архитектуру, которая уже существовала в стране и мире. Вторая задача – полностью удовлетворить потребности нового общества – пролетариата. Прежний уклад жизни, быт и досуг людей должны были полностью поменяться. Так, на смену привычной крестьянской избе пришли новые, экспериментальные дома- коммуны, взамен трактирам и ресторанам строились фабрики-кухни, а досуг стал проводиться в домах культуры.
Вот несколько основных особенностей конструктивизма:
- все помещения в здании несут функциональную нагрузку – ничего не строится просто так;
- составные композиции зданий делают из простых форм;
- в зданиях присутствует обильное остекление;
- декор на фасаде отсутствует;
- часто используются столбы-опоры.
В стиле конструктивизма выполнены такие здания, как Дворец культуры имени Горького в Санкт-Петербурге, здание редакции газеты «Известия» в Москве, дом рабочих на Тракторной улице Петербурга, гостиница «Исеть» в Екатеринбурге.
Рационализм
Появился на пару лет раньше конструктивизма, в 1920-1930 годы. Рационалисты считали, что архитектура Советского Союза должна быть простых, незамысловатых форм, только тогда люди будут получать от нее истинное эстетическое удовольствие.
Рационализм в архитектуре СССР представлен следующими зданиями:
- Типография акционерного общества «Огонек» в Москве.
- Жилой массив на Тракторной улице в Санкт-Петербурге (один из первых проектов рационалистов).
- Жилой комплекс на Шаболовке в Москве.
Рационализм в архитектуре имеет свои особенности:
- простые формы, зачастую повторяющиеся в рамках одного здания;
- отсутствие декорирования помещений;
- в отличие от конструктивизма, все же уделяется внимание эстетике и психологическому восприятию архитектуры (функциональность очень важна, но и про красоту забывать не стоит).
Монументальный классицизм
Архитектурное направление, получившее свое развитие в период с середины 1930-х до середины 1950-х годов. Стиль неоднократно менял свое название. Во времена СССР он назывался просто – советская архитектура. Позднее – сталинская архитектура. Затем это название сменилось знаменитым сталинским ампиром или монументальным классицизмом.
Стиль сочетал в себе элементы нескольких архитектурных направлений. Здесь были элементы ренессанса и классицизма (многообразие колонн, скульптур и идеальной симметрии), завитки и излишества, присущие рококо и барокко, а также многочисленные бронзовые детали ампира.
В стиле монументального классицизма застроена вся Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ), выполнено здание московского Северного речного вокзала, главное здание МГУ, высотка на Котельнической набережной и многие другие здания. Примечательно, что свое отражение этот стиль нашел не только в столичных зданиях, но и в маленьких городах нашей страны.
Постконструктивизм
Стиль, зародившийся в 30-х годах на фоне перехода от конструктивизма к сталинскому ампиру, о котором мы говорили ранее. Можно сразу заметить необычность, свойственную выполненным в этом стиле зданиям.
Яркий пример постконструктивизма − здание Общевойсковой академии Вооруженных сил в Москве, спроектированное архитекторами Рудневым и Мунцем. На этом примере хорошо виден переход от одного стиля к другому. Здание довольно монументально, имеет декоративные элементы, характерные для сталинского ампира, однако присущий конструктивизму кубизм все-таки еще не изжит. И такая закономерность прослеживается во всех работах, выполненных в данном стиле. Примеры тому – здание кинотеатра имени Пушкина в Челябинске, Военная академия имени Фрунзе в Москве, здание универмага в Смоленске.
Ампир
Для ампира характерно подражание античным постройкам. Сам термин произошел от французского слова empire − империя. Поэтому стиль нередко называют имперским. К характерным элементам ампира можно отнести колонны, строгий и лаконичный декор, а также ограниченный выбор цвета. Как правило, чаще использовался желтый.
В России стиль расцвел после 1812 года. В ампире выстроен весь парадный Санкт-Петербург – Александринский театр, Вагановское училище, Михайловский дворец, а также многие здания в столице, такие как московский Манеж, Большой театр, множество особняков желтого цвета с колоннами и портиками.
Ар-деко
Ар-деко можно назвать наследником неоклассицизма и модернизма. Стиль, появившийся в начале XX века, по праву считается одним из самых изысканных и привлекательных.
Задачей ар-деко было украсить жизнь людей, которые устали от войн, революций, нужд и лишений. Народ хотел новой жизни, нового мира – роскошного, богатого, изысканного. И эти стремления, конечно, отразились в архитектуре тех времен.
Однако многие историки полагают, что никакого ар-деко в советское время быть просто не могло. Почему? Причина проста. Ар-деко – стиль свободы, буржуазности и капитализма. Как он мог найти отражение в коммунистической стране? Другие же, напротив, склоняются к версии, что ар-деко в тот временной период не только существовал, но и был довольно уместен – новый, динамичный стиль пришелся как раз кстати во времена создания нового мира, который все так стремились построить.
Яркими примерами зданий в стиле ар-деко являются библиотека имени Ленина, здание Министерства обороны в Москве, высотное здание МИД и другие.
Ретроспективизм
Ретроспективизм получил развитие в конце XIX – начале XX века, а началом формирования стиля принято считать 1900 год. Целью направления было возрождение классицизма и архитектуры средних веков.
По мнению историков, предпосылкой к развитию стиля стала революция 1905 года и реакция общественности на происходящие события. Страх перед новым и уход прошлого отразились на жизни людей, и архитектура советского периода не стала исключением.
Ретроспективисты применяли новые достижения техники, облекая современные и функциональные здания в исторические формы, не теряя при этом чистоты классицистического стиля. Красота архитектуры таким образом стала понятна широкому кругу людей.
Здания в стиле ретроспективизма возводились в разных уголках нашей страны. Так, в Нижнем Новгороде был построен государственный банк, в Москве – здание ссудной кассы, а в Казани, например, в этом стиле выполнен вокзал.
Эклектика
Стиль, объединивший в себе черты разных архитектурных направлений. Появился в конце 1830-х годов. Как отмечают эксперты, эклектику нередко называют историзмом, так как в ней пересекаются несколько стилей прошлого. А пересекаются они по принципам схожести текстур и цветовых сочетаний.
Для эклектики характерно вольное обращение с элементами декора. Например, пинакли могут украшать не крышу, а балкон. Помимо этого, в эклектике успешно сочетаются на одном фасаде разные элементы и стили. Как пример − здания Исторического музея, ГУМа и ЦУМа.
Массовое жилье
Таким термином принято называть дома, построенные в целях ликвидации дефицита жилья. Как правило, массовый ввод жилья организовывался в рамках крупномасштабных программ. Необходимость этого в разные периоды истории была своя.
Сталинки
В 1930-е годы, когда во времена правления Сталина началась активная индустриализация страны, в города стали съезжаться рабочие. Жилья на всех не хватало, и этот вопрос нужно было быстро и качественно решать. Поэтому во второй пятилетке развития народного хозяйства была прописана необходимость решительного улучшения жилищного дела. И началась массовая стройка сталинок − домов от двух этажей и выше, с просторными квартирами и высокими потолками. В зданиях больше пяти этажей непременно был лифт (максимальная этажность сталинок − 30 этажей), внутри домов – просторные подъезды и холлы.
Хрущевки
Летом 1957 года началась новая волна массового ввода жилья – такое решение тогда приняло советское правительство. Людей, которые по-прежнему жили в коммуналках и бараках, начали переселять в новые многоквартирные дома, впоследствии получившие название хрущевки. Их отличительными чертами стали небольшая этажность (2-5 этажей), небольшие по сравнению со сталинками площади и невысокие потолки.
Брежневки
Брежневки начали строить в СССР в конце 1960-х годов. Материалами для строительства стали панели и силикатный кирпич. Такие дома тоже строились в рамках ввода массового жилья, однако в отличие от хрущевок были более качественными и комфортными. Классические постройки СССР имели этажность от 5 до 16 этажей, плоские крыши, изолированные комнаты и раздельный санузел.
Брутализм
Брутализм называют суровым стилем. Как архитектурное направление он проявился в Союзе со второй половины 1960-х годов. Как отмечают историки, это была попытка вернуть архитектуру в первозданный вид. Для стиля характерно использование грубых пластических форм, необработанных материалов. Брутализм – это про функциональность, отсутствие декора и многообразие угловатых форм.
В этом стиле построены дом-корабль на Большой Тульской улице в Москве, Останкинская телебашня, пансионат «Дружба» в Ялте и другие здания.
Функционализм
Здания и сооружения должны строго соответствовать протекающим в них процессам. Этого требует функционализм – стиль, зародившийся в архитектуре после Первой мировой войны. Функционализм во многом определил облик современных городов. Вот несколько его признаков:
- прямоугольные формы;
- ленточное остекление;
- плоские кровли;
- использование нижних этажей зданий под общественные нужды.